Чем на деле обернулась господдержка туркомпаний по распоряжению правительства № 898-р?
Глава Ассоциации туроператоров выездного туризма Александр Осауленко поделился с TourDom.ru информацией о выплатах туристам из средств фондов персональной ответственности туроператоров (ФПО) в 2020 году.
Напомним, возможность компенсировать клиентам стоимость несостоявшихся туров из накоплений на случай банкротства, хранящихся в «Турпомощи», туроператоры получили согласно распоряжению правительства № 868-р. Оно было принято 4 апреля прошлого года в качестве одной из мер поддержки пострадавшей туротрасли.
Как выяснилось, с соответствующими заявлениями в ассоциацию обратились только 39 компаний (сейчас в реестре 423. – Ред.), причем 14 впоследствии отозвали свои обращения. «Из оставшихся 25 фирм реестры сформировали 16. Трем было отказано по разным причинам. Далее до Нового года мы выплатили компенсации клиентам пяти компаний. Сейчас на рассмотрении находятся еще восемь. Надеемся, что сегодня-завтра после исправления некоторых недочетов свои деньги получат туристы еще одного туроператора, где счет идет на миллионы рублей», – рассказал Александр Осауленко.
Руководитель ассоциации объяснил, о каких недочетах идет речь. Отказ в выплатах получили компании, которые включали в реестры не только проданные туры, но и отдельные услуги, хотя на них распоряжение правительства не распространяется. Кроме того, не всегда даты несостоявшихся туров укладывались в обозначенный промежуток времени.
По словам Александра Осауленко, информация о компенсациях размещалась на сайте ассоциации, так как организация обязана раскрывать ее. «Деньги мы перечисляли напрямую на карточки туристам, минуя счета туроператоров», – пояснил он.
Действительно, 30 декабря на сайте «Турпомощи» было опубликовано сообщение о выплатах туристам, например ООО «Речные линии». Сумма компенсаций не называется, но она вряд ли была существенной, – абсолютно все крупные и заметные на туристическом рынке компании еще в апреле сообщили, что не станут использовать предложенный правительством механизм.
Причина в том, что направить средства ФПО «Турпомощи» на компенсации туристам, согласно упомянутому распоряжению, компании могли только при условии пополнения этих фондов: документ вышел 4 апреля, а дедлайн по внесению денег в «Турпомощь» истекал 15 апреля. В условиях полной остановки продаж из-за пандемии сделать это было либо невозможно, либо нерационально.
«ФПО TUI Россия составляет 332 млн руб. При этом для того чтобы были произведены выплаты из фонда, туроператор должен в столь сложное время внести дополнительно еще 446 млн руб., что экономически нецелесообразно. Тем более что это может в перспективе затруднить выплаты тем туристам, которые не попадают под действие распоряжения правительства РФ № 898-р», – сообщалось, в частности, в пресс-релизе TUI Россия. С аналогичными разъяснениями весной выступили и другие бренды.
В итоге проблему несостоявшихся туров туроператоры во многом решали своими силами: возвращали деньги либо предлагали туристам изменить направление или дату тура. Большую работу пришлось в этой связи провести и турагентствам, так как трудный процесс согласования всех нюансов с клиентами лег именно на их плечи. Постановление правительства № 1073, которое помогло подвести правовую базу и официально разрешало туроператорам перенести выполнение обязательств по ковидным турам, появилось лишь 24 июля, т. е. спустя более чем три месяца.
Тем не менее в «Турпомощи» считают, что и апрельское распоряжение правительства тоже сыграло положительную роль: в ассоциацию звонили туристы, получившие выплаты, и благодарили за помощь.