Виталий Савельев объяснил низкие цены в группе нацперевозчика
Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев считает, что уже осенью этого года можно ожидать банкротств части российских авиакомпаний. Об этом глава нацперевозчика сообщил в интервью ТАСС в среду, 5 августа.
По его словам, на рынке и до коронавируса был переизбыток кресел в размере 12–14% от всего объема авиаперевозок. В результате пандемии введены ограничения на полеты в большинство мировых стран, спрос внутри России также стремительно упал. В итоге количество авиакомпаний и их провозные способности сильно превышают потребности пассажиров. Чтобы как-то остаться на плаву и привлечь клиентов, перевозчики резко снизили цены на билеты. Однако кратковременный рост продаж за счет притока бюджетных пассажиров имеет и обратную сторону.
«На первую двадцатку приходится почти 97% перевозок. Но и оставшиеся ведь кого-то возят. А что происходит сейчас, когда рынок упал вполовину? Никто ведь пока не остановился, значит, компании начинают демпинговать, бороться всеми способами за пассажира. Это радость для тех, кто летит, но горе для тех, кто возит. Результат для авиакомпаний может оказаться печальным», – заявил гендиректор «Аэрофлота».
При этом Виталий Савельев не стал отрицать, что внутри самой Группы есть подобная проблема. Флагманская авиакомпания по тарифам приблизилась к своей бюджетной дочке, «Победе». Впрочем, глава нацперевозчика назвал такую меру вынужденной и не особо критичной для работы всего холдинга. «Если “Аэрофлот” сейчас временно и вынужденно снижает цены, то для “Победы” это нормальная среда. Мы все переместились на поляну лоукостеров. Но наши затраты – прежние, а доходы резко упали. А вот “Победа” работает в своем, низкозатратном сегменте», – заключил Виталий Савельев.
По словам источника портала в авиационной отрасли, прогноз гендиректора «Аэрофлота» нельзя назвать откровением. Скорее, это предупреждение рынку, которое имеет совершенно четкое обоснование. По оценкам аналитиков, убытки российских авиакомпаний из-за коронавируса в этом году составляют сотни млрд руб. Государство выделило перевозчикам на их покрытие только 23 млрд руб., причем восемь из них получил «Аэрофлот». Пока компании еще могут работать за счет решения правительства о возможности выдавать клиентам сертификаты, так называемые ваучеры, по невыполненным или отмененным рейсам в связи с пандемией. Фактически многие игроки выживают только за счет депонированных средств пассажиров. «Они сидят на деньгах своих клиентов, но с открытием рейсов нужно выполнять обязательства. К этому стоит добавить необходимость платить зарплату сотрудникам, обслуживать самолеты. Кратковременный всплеск, вызванный открытием полетов в Сочи и Крым, скоро закончится, как и сами программы. Дальше компаниям снова придется работать в убыток», – заключил эксперт. По его мнению, в текущей ситуации к концу года с рынка уйдут порядка 30% перевозчиков. Более-менее крепко стоят на ногах только «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7.
При этом самому «Аэрофлоту» Сбербанк в конце июня открыл кредитную линию на сумму 31 млрд руб. Через месяц, в конце июля, еще одну – с лимитом 39 млрд руб.
Еще один собеседник TourDom.ru прокомментировал высказывание Савельева: «“Аэрофлот” может свободно говорить о банкротствах на рынке – перед акционерами и государством ему надо оправдывать те антикризисные меры, которые он сам принимает, например, снижая цены». Также обращает на себя внимание, что, описывая критическую ситуацию в сфере бюджетных перевозок, первое лицо «Аэрофлота» технично вывел из под репутационного удара свою лоукост-«дочку» – «Победу».